Джулиан Трежер: 5 способов слушать лучше

«В нашем всё более громком мире — говорит эксперт по звуку Джулиан Трежер, — мы теряем способность слушать». В этом коротком, увлекательном докладе Трежер делится 5 способами перенастройки нашего слуха для осознанного слушания окружающих людей и мира вокруг нас.

TED from Voice Fabric on Yandex.Video

Мы теряем способность слушать. Общаясь, приблизительно 60% времени мы слушаем, но мы не очень хорошие слушатели. Мы помним только 25 процентов того, что слышим. Может быть, не вы, не на этом докладе, но вообще таково положение вещей. Давайте определим слушание как преобразование звуков в смысл. Это умственный процесс, это процесс извлечения.

В ходе него мы используем довольно интересные приёмы. Один из них — распознавание образов. (Шум толпы) Если на подобной коктейльной вечеринке я скажу: «Дэвид, Сара, послушайте». некоторые из вас прислушаются. Мы распознаём образы, чтобы различить шум от сигнала, особенно своё имя. Дифференциация — другой приём, которым мы пользуемся. Если я оставлю этот розовый шум на две минуты, вы буквально перестанете его слышать. Мы слушаем отличия, мы не придаём значения звукам, которые не меняются.

И, наконец, у нас есть множество фильтров. Они отсеивают все звуки, кроме важных для нас [культура, язык, ценности, убеждения, позиция, ожидания, цели]. Большинство людей ничего не знают об этих фильтрах. Но они в какой-то мере создают нашу реальность, определяя для нас, на что мы в данный момент обращаем внимание. Приведу один пример: Цель очень важна для звука, для слушания. Когда я женился, я обещал своей жене, что буду слушать её каждый день, как-будто в первый раз. В этом я каждый день терплю неудачу. (Смех) Тем не менее это очень хорошая для отношений цель.

Но это не всё. Звук ориентирует нас в пространстве и времени. Если вы сейчас в этом зале закроете глаза, вы будете иметь представление о размерах зала по реверберации и отражению звука от поверхностей. И вы будете знать, сколько вокруг людей, по слабым шумам, которые мы слышим. И звук также ориентирует нас во времени, потому что в звуке всегда заключено время. Собственно, я думаю, что наше слушание — это главный способ, с помощью которого мы чувствуем поток времени от прошлого к будущему. «В созвучии — время и смысл» — великолепное высказывание.

Как я уже сказал, мы теряем способность слушать. Почему я так считаю? Есть много причин. Во-первых, мы изобрели несколько способов записи: сначала письмо, потом звукозапись, а потом ещё и видеозапись. Важность внимательного слушания просто напросто пропала. Во-вторых, в мире сейчас столько шума, (Шум) с этой какофонией визуальной и слуховой, слушать просто трудно; это утомительно. Многие находят спасение в наушниках, но они превращают открытое общественное пространство, как это, общие звуковые пространства, в миллионы крошечных, персональных звуковых пузырей. И в этом случае, никто никого не слушает.

Мы становимся нетерпеливы. Нам больше не нужна риторика, нам нужны звуковые фрагменты. Искусство общения вытесняется — и по-моему, это опасно — личным самовещанием. Я не знаю, как много слушания в таком разговоре, который, к сожалению, не редкость, особенно в Англии. Мы становимся невосприимчивыми. Средствам информации приходится кричать нам в лицо такими заголовками, чтобы привлечь внимание. А значит, и нам становится труднее обратить внимание на тихое, тонкое, невысказанное.

То, что мы теряем способность слушать — серьезная проблема. Это нетривиально. Потому что слушание — наш ключ к пониманию. Осознанное слушание всегда приводит к пониманию. И только без осознанного слушания может происходить такое. Если мы совсем не будем слушать друг друга, мир станет ужасным местом. И я хочу рассказать вам о пяти простых упражнениях, которые вы можете использовать для развития своей способности слушать. Вам этого хотелось бы?

(Зал: Да.) Хорошо.

Первое — это тишина. Всего 3 минуты тишины в день — замечательное упражнение, чтобы восстановить и перенастроить слух, чтобы вы снова могли слышать тихое. Если нельзя обеспечить полную тишину, пусть будет просто тихо — этого достаточно.

Второе — я называю это миксером. (Шум) Даже если вы в шумном окружении, как это — а мы все проводим много времени в таких местах — прислушайтесь в кафе, сколько каналов звука вы слышите? Сколько отдельных каналов в этом смешении вы слушаете? Это можно делать и в красивых местах: например, на озере. Сколько птиц я слышу? Где они? Что это за журчание? Это отличное упражнение для улучшения качества слушания.

Третье — я называю это наслаждение моментом. и это прекрасное упражнение. Оно заключается в наслаждении повседневными звуками. Например, это звук моей сушилки. (Сушилка) Это вальс. Раз, два, три. Раз, два, три. Раз, два, три. Я обожаю этот звук. Или попробуйте на вкус этот звук. (Кофемолка) Ого! Повседневные звуки могут оказаться очень интересными, если прислушаться. Я называю это скрытым хором. Он постоянно вокруг нас.

Следующее упражнение — пожалуй, самое важное из всех, если выбрать только одно. Это позиции слушания: идея в том, что мы можем менять свою позицию слушания на подходящую к тому, что мы слушаем. Это игра с фильтрами. Помните, я говорил о фильтрах в начале? Можно играть с ними, как с рычагами, чтобы осознать их и двигаться в других направлениях. Вот несколько из этих позиций [активная-пассивная, сдержанная-открытая, критичная-сочувствующая] или шкал позиций, которыми вы можете пользоваться. Их много. Наслаждайтесь. Это увлекательно.

И наконец, акроним. Им можно пользоваться слушая, общаясь, если вы находитесь в одной из этих социальных ролей — а я думаю, это все, кто слушает этот доклад — [руководители, учителя, супруги, родители, друзья] акроним такой: RASA, на санскрите это значит «сок» или «суть». И расшифровывается как «внимай», что значит, обрати внимание на собеседника; «будь признателен» с помощью коротких слов: «хмм, о, ясно»; «обобщай» — слово «итак» очень важно в общении; и «спрашивай» — выслушав, задавай вопросы.

Звук — это моя страсть, моя жизнь. Я написал о нём целую книгу. Я живу, чтобы слушать. Этого невозможно требовать от большинства людей. Но я верю, что всем людям нужно уметь осознанно слушать, чтобы жить полной жизнью, связанными через пространство и время с физическим миром вокруг нас, связанными друг с другом через понимание, не говоря уже о духовной связи, потому что все известные мне духовные пути в основе своей имеют слушание и созерцание.

Поэтому нам нужно учить слушанию в школах как полезному навыку. Почему этому не учат? Это безумие. И если бы мы могли обучать этому в школах, мы могли бы уберечь нашу способность слушать от скользкого края, за которым нас ждёт тот опасный, страшный мир, о котором я говорил, и тогда каждый всегда слушал бы осознанно, или, по-крайней мере, был бы способен на это.

И я не знаю, как этого достичь, но это TED, и я думаю, что сообщество TED может всё. Итак, я приглашаю вас к связи со мной, связи друг с другом, сделайте это вашей миссией, и давайте сделаем, чтобы слушать учили в школах, и за одно поколение мы создадим осознанно слушающий мир — связанный мир, мир понимания и мира.

Спасибо за то, что выслушали.

TED.com
Перевод: Oleg Shmelyov
Озвучено: Центр речевых технологий